Восточный «информационный фронт»: беззащитность Донбасса

Страна живет в условиях войны. Войны жестокой и беспощадной. При этом, информационная составляющая в этой войне играет огромную роль. Никогда еще в войнах информация не была такой убийственно мощной и важной. Агрессивная риторика, подмена понятий, циничная ложь — в ход идут любые методы, угодные манипуляторам. Мы это видим и хорошо понимаем, пишет mignews.com.ua.

Но атакам российской государственной машины пропаганды пытаются противоборствовать всего лишь слабо организованные отряды медиа-добровольцев. Почему они оказались столь малочисленны? Ведь только в одной Донецкой области до момента вооруженного противостояния, по данным государственного реестра, работало более 150 местных и региональных телерадиокомпаний, издавалось более 200 газет и журналов. И это без учета сайтов, которые вообще никто не считал. Пока вся эта журналистская братия заигрывала с темами «нашествия бандеровцев» и «зверств «правосеков», волна сепаратизма докатилась до Донбасса. Первое, что сделали боевики, пытаясь установить свой военный порядок, это захватили телевышки и отключили вещание украинских каналов. Затем начались запугивания, угрозы, похищения, ставшие привычным элементом работы журналистов в Донецкой области. Самопровозглашенные власти распространили «темник» для средств массовой информации, в котором давались рекомендации относительно того, как освещать события в регионе. В так называемом разъяснении настоятельно рекомендовано не употреблять термин «сепаратисты», а исключительно — «митингующие и активисты ДНР». К несогласным применялись методы физического и психологического давления. Донецкая областная организация НСЖУ (Национальный союз журналистов Украины — ред.) сообщает, что случаи угроз и захвата редакций в регионе стали нормой. От агрессивных действий «активистов ДНР» пострадали редакции газеты «Провинция» в Константиновке, «Донецкий кряж», «Донецкий Аргумент», «Славянские ведомости», интернет-ресурс 62.ua, телеканал «Донбасс» и областная государственная телерадиокомпания. После «профилактических бесед» с главными редакторами газет «Донбасс» и «Вечерний Донецк», эти издания приостановили работу. Это далеко не полный перечень региональных СМИ, ушедших в подполье. При полном бездействии милиции, прокуратуры и СБУ, журналисты оказались на передовой линии фронта.

26 июня самопровозглашенная Донецкая народная республика приняла «постановление Совета министров ДНР», в котором потребовала перерегистрации всех СМИ на территории Донецкой области в «Министерстве информации и массовых коммуникаций ДНР». «Отсутствие регистрации … ведет к запрету деятельности СМИ», — говорится в тексте «постановления». После этого ряды журналистов, пытавшихся освещать жизнь шахтерского края, заметно поредели. Практически единственными, кто сегодня беспрепятственно выполняют заказы в границах ДНР, стали корреспонденты российского «Первого канала» и телекомпаний «Мир 24″, «РЕН ТВ», LifeNews, «Россия 24″. Другим журналистам работать с информацией о Новороссии смертельно опасно. Даже за ее пределами. 11 июля Русский Освободительный Фронт объявил врагами Русского Мира 15 известных украинских журналистов. «Мы будем выслеживать и уничтожать их по одному, где бы они ни находились», — говорится в тексте письма организации.

В бои на информационном поле вступила радиостанция ДНР «Республика», усиленная в начале июля «Первым республиканским каналом ДНР», в который переименовали захваченную областную государственную ТРК. Передачи «республиканцев» без помех транслируются на «27 канале» в аналоговом эфире и в пятом мультиплексе цифрового вещания Т2. Самое удивительное, что работа этого передающего комплекса финансируется из украинского бюджета. Может быть, это и есть то «спецвещание для Донбасса», которое Порошенко поручил разработать новому Национальному совету по вопросам телевидения и радиовещания?

На встрече с вновь назначенными членами Национального совета Президент подчеркнул, что регулятор должен занять жесткую позицию в области информационной безопасности, поскольку Украине противостоит «очень хорошо разработанная пропагандистская машина». По его словам, нельзя допустить искажения фактов в информировании о ходе событий в Луганской и Донецкой областях. Озадаченный Госкомитет теле- и радиовещания, вероятно, воодушевленный победами АТО, разработал механизм по восстановлению вещания украинских телеканалов на Востоке. «Мы должны возобновить вещание тех каналов, которые там отключили. Мы сегодня разработали серьезные подходы, механизм того, как это сделать. И скоро мы там будем помогать нашим каналам, которые исключили», — заявила член Нацсовета Ольга Герасимьюк.

С поручениями Президента не шутят. 11 июля в ряде городов, которые еще недавно находились в активной зоне АТО, удалось возобновить вещание украинского ТВ. Параллельно в Артемовске, Константиновке, Димитрове, Дружковке и Краматорске происходит отключение российских пропагандистских телеканалов. Кроме того, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания потребовал от всех украинских провайдеров в течении суток прекратить незаконную ретрансляцию русских телеканалов.

И все же, скорого возвращения полноценного вещания украинского телевидения в регионе ждать не стоит. Концерн радиовещания, радиосвязи и телевидения пока не может приступить к ремонту 222-метровой телевышки на горе Карачун, рухнувшей 1 июля в результате обстрела украинских позиций. Краматорская телевышка была одной из самых высоких в области и осуществляла трансляцию на весь регион. В ожидании завершения разминирования территории станции, руководство КРРТ определяется с источниками финансирования, занимается решением организационных и логистических вопросов. Восстановительные работы только в перспективе.

Не менее сложная ситуация и у остальных СМИ. В Славянске, освобожденном неделю назад, до сих пор не работают редакции местных газет, телевидения и радио. До начала войны их было тринадцать. Ни один журналистский коллектив не стал сотрудничать с боевиками Гиркина и Пономарева. Первой закрылась газета «Славянские ведомости». Ее главный редактор Олег Зонтов чудом не стал первым заложником, захваченным при штурме СБУ. Как секретарь городской организации НСЖУ, своими главными задачами Зонтов ставит обеспечение оперативной и нужной информацией жителей Славянска, пытается «пробить» выпуск бесплатной газеты. В реализации этих идей серьезные трудности: оборудование разграблено и поломано, нет денег на оплату бумаги и печати, не отработана система распространения. По его словам, самой действенной помощью власти могло бы стать кредитование информационной сферы. Но конкретных шагов пока нет.

Сегодня Украине нужно немедленно вырабатывать новый подход, новую концепцию информационной национальной безопасности. По мнению медиаэксперта Татьяны Лебедевой, это должна быть комплексная работа очень многих людей, ведомств и, самое главное, это должно стать государственным приоритетом. Поэтому Национальному совету, в первую очередь, нужно работать над восстановлением законности. Поскольку то, что происходило в медиапространстве: отключение украинских каналов, имеющих лицензию, лишение их возможности работать в эфире, кабельных сетях и на спутнике, конечно, было преступлением. И первое, что нужно сделать, это включить их вещание и, естественно, отключить от эфира тех, кто транслировался там абсолютно незаконно, не имея лицензии. Необходимо четкое понимание, что люди и организации, которые своим вещанием несут угрозу территориальной целостности Украины, ее государственности, призывают к насилию и сепаратизму, это преступники, и они должны быть наказаны. Пока что к этой проблеме мы относимся слишком лояльно. Ее должен решать Совет национальной безопасности, СБУ и прокуратура.

Вторая, очень важная задача для Украины — это реформа цифрового вещания. Согласно Женевскому договору, в 2015 году мы должны полностью отключить аналоговое вещание и перейти на «цифру». По мнению Лебедевой, в этой области было сделано очень много ошибок и сейчас эти ошибки надо срочно исправлять. Поскольку Украина может не только нарушить свои международные обязательства, но и остаться без телевидения. Потому что, если в 2015 году, по требованию наших соседей, нам придется отключить сигнал в аналоговом стандарте, а цифровая сеть еще будет не готова, это станет очередной информационной катастрофой, в том числе прямой угрозой национальной сфере безопасности.

Трудные времена наступают и для национальных каналов. Недавняя инициатива группы «1+1 медиа» (включает телеканалы «1+1″, «2+2″, «ТЕТ», «ПлюсПлюс», «1+1 International») о снятии с эфира 15 фильмов и программ, восхваляющих деятельность российских силовых структур, обернулась убытками. Полностью от сериалов российского производства группа все же не отказалась. Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания идею поддержал и предложил вещателям выработать новые критерии и подход к показу контента. Как следует из сообщения ведомства, речь может идти о переориентации отечественного рынка на производство украинских сериалов, художественных фильмов, передач военно-патриотической и морально-воспитательной тематики. Конкуренты «плюсов» такие начинания комментируют очень неохотно и считают их, скорее, «популизмом». Даже при всем желании из десяти крупнейших телеканалов эту инициативу смогут поддержать 3‑4. Остальным просто не будет чем заменить российский продукт, доля которого в эфире украинских каналов составляет около 70%. По подсчетам экспертов, на закупку российских фильмов и сериалов украинские телеканалы ежегодно тратят до 300 млн. долларов.

На этом фоне региональные и местные вещатели выглядят совсем уж печально. А ведь именно на них, по мнению исполнительного директора независимой ассоциации вещателей Украины Катерины Мясниковой, возлагается главная задача по развенчанию мифов и заблуждений, навязанных пропагандой. Через одни национальные медиа эту проблему не решить.

С сожалением можно констатировать, что украинское медиапространство в нынешних реалиях оказалось совершенно безоружным. Долгое время, т.е. почти всегда, государственное регулирование в сфере медиа исходило из узкокорпоративных или групповых интересов. Государство не ставило себе задачу защищать информационное пространство. Возможно, это было связано с отсутствием национальной идеи. Но ведь теперь-то она есть! Осталось малое: выстроить приоритеты, связанные с национальной историей, идеологией, объединением страны, и запустить рычаги стимулирования для украинского производителя.

Без решения этих первоочередных задач, без целевой государственной программы невозможно защитить украинских зрителей и читателей. А это значит, что их будут продолжать пичкать и «убивать» вражеской пропагандой. Ведь даже после наступления мира, война за умы и сердца не закончится.

Оставьте комментарий

Filed under Uncategorized

Оставьте комментарий